Обучение самостоятельности

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения.

Трехлетние дети могут сами одеться, застегнуть пуговицы, натянуть колготки, убрать за собой в комнате. С трех лет стремление к самостоятельности проявляется наиболее ярко, от ребенка все чаще можно услышать: «Я сам». Задача родителей – помочь ребенку овладеть навыками самостоятельности. Вот некоторые советы, которые приблизят к достижению цели.

Во-первых, не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам. Например, если малыш научился сам подниматься по лестнице в подъезде, то пусть каждый раз сам и поднимается. Не торопите его, а всячески хвалите и радуйтесь его успехам. Хотя бывают и исключения. Например, мама торопиться на работу или нужно срочно сделать какое-то дело, то можно взять малыша на руки.

Во-вторых, нужно любыми способами стимулировать самостоятельность ребенка. Пусть дочка поможет маме прибраться в комнате, а сын пусть поможет папе ремонтировать что-нибудь (кстати, трехлетний ребенок может забивать гвозди, конечно, под присмотром взрослого).

В-третьих, нужно давать время для самостоятельных занятий. Не стремитесь контролировать каждый шаг малыша. Пусть один повозится с игрушками, полистает книжку, порисует карандашами. Обратите внимание, что ребенок дал маме возможность приготовить обед и накрыть на стол. За это даже можно похвалить.

В-четвертых, терпеливо относитесь к неудачам и ошибкам ребенка. Он еще очень маленький и всему учится. Не ругайтесь и не нервничайте, если, например, малыш пролил компот, пытаясь самостоятельно пить из кружки. Верьте, что в следующий раз у него все получится.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.


У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Таким образом, задача родителей – научить ребенка быть самостоятельным. И тогда он непременно добьется успеха в жизни.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

20 фраз, которые сказал бы родителям каждый ребенок.